Почему люди тянутся

в

тоталитарные секты?

 

Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Человек, вполне удовлетворенный собой и своим положением, вряд ли откликнется на ненужное ему предложение и контакт.

У будущей жертвы складывается специфический характер отношений с окружающими и миром в целом, есть определенные личностные особенности, из-за которых их обладатель может попасть под влияние тоталитарной секты.

Это прежде всего:

- низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего ущербного Я;
- переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;
- социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;
- сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Нельзя сказать, что приведенный набор характеристик является обобщенным профилем личности потенциального сектанта. Вступление в секту - это одна из возможных форм разрешения кризисной жизненной ситуации.
Большое значение в ряде случаев служения деструктивному культу имеют и мотивы "духовного роста и самосовершенствования". Часто это самообман, связанный со стремлением компенсировать переживание комплекса неполноценности, повысить самооценку и, что особенно важно, найти группу, в которой находящийся в поиске человек почувствует себя счастливым.

Так или иначе, сектантская группа становится для ее адепта основанием, позволяющим субъективно ощущать себя полноценной личностью. Деструктивные культы, стремясь выглядеть более привлекательными для своих потенциальных адептов, работают адресно и ориентируются на разные индивидуальные жизненно важные потребности человека. Можно выделить следующие основные группы риска, у каждой из которых будут свои мотивы согласия на вербовку.

1. Люди, остро переживающие глубокую личную драму. Она может быть связана с неудачей в личной жизни, со смертью кого-то из близких, разводом, потерей работы, возрастным кризисом, психологической травмой, полученной во время военных действий или стихийного бедствия и т. д. Эти люди ощущают разочарование, незащищенность, потерю жизненной перспективы и находятся в "вакууме смысла жизни". На длительное время у них возникает комплекс социального аутсайдера и сильно снижается самооценка (возможно, даже с элементами расщепленности личности).
Реакция людей на переживаемый кризис весьма разная и зависит от силы характера человека, его темперамента, особенностей детского опыта преодоления проблемных ситуаций. Многие видят путь к избавлению от давления гнетущих обстоятельств в отчуждении от привычного социального окружения, на которое часто возлагают ответственность за случившееся. Эти люди инстинктивно ориентированы на поиск нового - "психотерапевтического" - круга общения в отделенной от их теперешнего мира группе единомышленников. Такими замечательно возвращающими целостность жизневосприятия "психотерапевтами" оказываются для них вербовщики тоталитарных сект. О том, что будет происходить с личностями обращаемых при более глубоком вхождении в новую веру, представители секты, разумеется, не рассказывают.

2. Люди, считающие, что их стремление к самосовершенствованию, духовному развитию и высшим целям осталось невостребованным и неоцененным в привычном социальном окружении. При ближайшем рассмотрении за их возвышенными словами зачастую оказывается: а) стремление в чем-то ущербной личности к повышению самооценки; б) стремление удовлетворить свою потребность в принадлежности к значимой, позитивно воспринимаемой группе. Этой категории людей вербовщики предлагают свое внимание и высокую оценку их готовности к духовному подвигу. В данном случае отношения с сектой начинают развиваться по принципу, описанному в известной басне Ивана Крылова "Ворона и Лисица"

3. Люди, "зацикленные" на темах мистики, эзотерики, оккультизма. Благодаря тому, что очень часто окружающие не достаточно серьезно относятся к их увлечениям, такие люди быстро и с удовольствием находят "родство душ" с вербовщиками. Впоследствии они (особенно при получении от лидера секты высоких "духовных" званий типа Апостола Крыши Мира или Предикатора Нижней Тунгуски) могут стать наиболее страстными и бескомпромиссными сторонниками культа. Повышенное внимание к сенсационной, выходящей за рамки обыденного, информации религиозно-оккультного характера является не последней по значимости причиной попадания людей в тоталитарные секты.

4. Люди с комплексом патологического альтруизма. Сам по себе альтруизм - весьма положительная и конструктивная черта характера человека. Но как гласит девиз древнегреческой медицины: "Все есть яд и все есть лекарство - только мера решает что есть что". Чрезмерный альтруизм и уступчивость чужим интересам (в том числе и стремление помочь "дальним" людям за счет своих близких) может принимать патологические формы, формируя чрезвычайно удобные для лидеров тоталитарных сект кадры как на низовом, так и на среднем уровнях управления. Это один из типичных механизмов психологической защиты у людей с низкой самооценкой.
Чтобы привести в секту людей этой категории, вербовщикам достаточно сказать что-то вроде: "Мы сами точно такие, как и вы. У нас невероятно много работы по помощи бедствующим - давайте же объединим наши усилия, чтобы в мире стало меньше горя". Комплекс патологического альтруизма на момент вербовки в секту может быть и не так сильно выражен. Но в дальнейшем он будет развиваться прямо пропорционально тем средствам и силам, которые человек вкладывает в секту. Поскольку культ требует от своих приверженцев все большей отдаче себя организации, верующий невольно и бессознательно попадает в замкнутый круг все более интенсивного самопожертвования.

5. Идеалистически настроенные подростки, юноши и девушки, а также "правдолюбцы", склонные к инфантильному поведению в любом возрасте. Эти люди зачастую резко протестуют против современного общества потребления, хотят быть приобщенным к чему-то "большому и светлому", к какой-то великой идее, спасающей все человечество. При явном недостатке личного жизненного опыта они видят разрыв между своими идеалами и тем, что происходит в реальном мире, но не хотят просто созерцать окружающую несправедливость и с большим интересом относятся к информации о том, что есть "сильно продвинутые" группы, в которых эти идеалы уже активно реализуются. Секты удовлетворяют потребность социально незрелых людей в амбициозной причастности к чему-то таинственному и исключительному.

6. Люди с остро неудовлетворенной потребностью в самоутверждении и социальном признании, но при этом не сформировавшие ценностно-смысловых ориентиров своей жизни. Деструктивный культ предоставляет им определенную сферу деятельности, позволяет реализовать себя, окружает психологически комфортной атмосферой "заботливого" общения. В этом случае сектанты играют на желании человека принадлежать к чему-то лучшему и более значительному, чем его текущая (бессмысленная и неудовлетворительная для него самого) жизненная ситуация.

7. Люди, которые запутались в последствиях своих решений, психологически устали от необходимости что-то самим выбирать и не хотят нести ответственность за свой выбор. Эта категория людей хочет, чтобы за них решали другие, а они лишь следовали чужой "позитивной" воле. Это также одна из форм неэффективной психологической защиты у лиц с низкой самооценкой. Они готовы существенно ограничить свою свободу и сознательно уменьшают число альтернатив для себя, лишь бы увеличить определенность в своей жизни.
Деструктивный культ для них в этом смысле просто находка. Ведь он регламентирует абсолютно все стороны жизни: когда и что есть, когда и с кем спать, что читать и когда молиться (в секте "Ашрам Шамбала" рядовым верующим даже в туалет запрещалось ходить без разрешения вышестоящих начальников!). Возникает вопрос, очень важный для понимания сути проблемы ухода людей в тоталитарные секты: "Почему вербуемые в тоталитарные секты отдают предпочтение именно деструктивным культам, а не, к примеру, традиционным религиям?" Ответ на этот вопрос состоит в том, что значительная часть клиентуры тоталитарных сект - это люди, которые стремятся наиболее быстрым и легким (с точки зрения развития личности) способом получить интересующий их результат. По большому счету нет ничего удивительного в том, что они попадают в трагическую ситуацию - точно так же рано или поздно попадаются легковерные потребители недобросовестной и популистской рекламы.

Как противостоять вербовке в тоталитарную секту

Ситуации, в которых происходит попытка вербовки в тоталитарную секту, в основном можно отнести к двум типам:
а) уличная вербовка,
б) вербовка на работе или месте учебы.

Уличная вербовка

К вам обращается аккуратно одетый, вежливый и подчеркнуто доброжелательный человек, сидящий рядом с вами на скамейке или идущий вам навстречу. Кстати, эта ситуация может произойти не только на улице, но и на пороге вашей квартиры. Нередко уличные вербовщики работают "благообразной парой", причем стиль общения с вами этих напарников будет несколько различаться. Вербовщик обязательно спросит у вас разрешения поговорить с вами и после пары фраз общего характера затронет тему Бога, возможностей духовного развития и мобилизации скрытых в человеке сил. Для повышения шансов на ваш отклик во входном блоке информации у него часто также присутствует тема несправедливости современного мира.
Уличная вербовка - это нижний этаж системы "ловли душ". В чем-то такой прием можно уподобить попрошайничеству у прохожих (только у вас выпрашивают не деньги, а вхождение в устойчивый контакт). Объекты вербовки здесь достаточно случайны. Ведь подолгу болтать на улице с незнакомцем на духовные темы есть время разве что только у пенсионеров, безработных или бездельников. Из воспоминаний бывшего члена "Церкви Единения": "Мы охотились за "идеальным новопосвященным". Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии".
Случайную уличную вербовку можно назвать "охотой аутсайдеров из одной системы на дезориентированных аутсайдеров из другой системы". Уличные вербовщики не самые квалифицированные, с низким уровнем посвящения и в большинстве случаев - с нулевым уровнем участия в прибыли. Они производят впечатление терпеливых, действующих в соответствии с инструкцией "роботов общения". Кстати, чтобы быстрее занять должную позицию и с наименьшими потерями выдержать психологическое давление уличного вербовщика, задайте себе контрольный вопрос: "А хотел бы я быть похожим на него и точно также, как и он, целыми днями слоняться по улицам в попытках завербовать прохожих?"

Самый эффективный инструмент вашей безопасности - это изначальная твердость и принципиальность занимаемой вами позиции.

Распознание довольно однообразных ходов уличного вербовщика для человека житейски сколько-нибудь опытного - дело, в общем-то, нехитрое. Относитесь к подошедшему к вам для душевного разговора сектанту точно так же, как к представителям торговых фирм, рекламирующим прохожим на улице залежалый товар под видом самого модного и "крутого". Самая разумная стратегия - быстро выйти из разговора, сославшись на занятость, усталость и т. д. А еще лучше вообще не вступать во взаимодействие с любезно-навязчивыми незнакомцами. Не стоит брать на память о встрече ни предлагаемой литературы, ни - тем более - оставлять вербовщику свой адрес или телефон.
Поддерживать общение с уличным вербовщиком имеет смысл только в том случае, если по каким-то причинам вы хотите попытаться "оторвать" его от пагубного влияния секты. Но для эффективного решения этой крайне непростой задачи нужно обладать достаточно серьезной квалификацией. Если у вас для этого нет соответствующей специальной подготовки, самое разумное - вежливо, но твердо оборвать развитие случайно возникшего контакта. Если же у вас, несмотря на наше предостережение, из любопытства или потребности поспорить все же возникает желание вступить в контакт, то хорошим пособием для экспериментирующих на этой стезе может служить небольшая книжка Александра Дворкина "10 вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным".

Вербовка на работе или месте учебы

Эта ситуация психологически сильно отличается от предыдущей. Хотя бы потому что возможности влияния вербовщиков на вас выстраиваются уже не случайным "наскоком", а завязаны на регулярном общении и использовании знаний о каких-то ваших конкретных проблемах. Противостояние вербовке на работе или месте учебы, как правило, требует от вас большего напряжения и сосредоточенности, чем в случае уличного столкновения с сектантами.

Рассмотрим подробнее типичные ситуации.

Ситуация первая. Вы ищите работу и вам ее на вполне устраивающих вас по зарплате условиям предлагает какая-то фирма. Есть только одно "но" - вы видите, что ваша потенциальная работа как-то связана с символикой, литературой или ритуалами некой нетрадиционной религии. Вы можете принять решение сразу отказаться от этого варианта работы или начать здесь работать и получать оговоренную зарплату, не обращая особого внимания на специфические атрибуты на новом рабочем месте.
Делая этот непростой и крайне ответственный выбор, учтите, что тоталитарные секты не только не заботятся о вашем праве на свободу получения информации, не только скрывают от вас часть правды о себе, но напрямую лгут и манипулируют информацией о последствиях ваших контактов с сектой. Допустим, какая-то фирма, находящаяся под влиянием кришнаитов, предлагает вам вполне прилично оплачиваемую работу по сборке мебели или какого-то другого изделия. Но для поддержания трудового ритма вы должны будете слушать кришнаитские песнопения и на рабочем месте. Вы имеете право принимать только традиционную для кришнаитов пищу, чтобы якобы не осквернять помещение. О последствиях принятия этих, на первый взгляд, не очень значимых условий, вам никто из работодателей не скажет. А они очень серьезны, ведь вольно или невольно войдя в систему их ритуалов, вы подвергаете себя программированию на подчинение секте.
После непрерывного слушания на рабочем месте кришнаитских молитв в течение 2-3 месяцев у вас в голове будет постоянно вертеться только: "Харе Кришна, Кришна харе". А если вы поначалу будете отказываться от кришнаитской еды, то на голодный желудок (вам ведь не позволят в перерыве есть обычную для вас еду) перепрограммирование вашего сознания произойдет еще раньше, потому что у вас будет меньше энергии для сопротивления информационно-психологическому давлению. Тогда вопрос об уровне вашей зарплаты отпадет сам собой - вы будете "пахать" на родного работодателя бесплатно и с неизбывной благодарностью за заботу фирмы о вас. Так что решайте сами - иметь дело с нетрадиционно набожными работодателями или нет.

Ситуация вторая. Вам предлагают пройти бесплатные (или почти бесплатные) курсы по обучению эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с общественностью, психологии общения или новым философским течениям.
Для начала вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и задайтесь вопросом, в чем же заключается интерес организации к вам. Если в самом деле занятия будет проводить квалифицированный специалист по заявленной проблематике, что же - его рабочее время ничего не стоит? Стоит ли терять время и откликаться на подобное сомнительное предложение? Если вразумительного ответа на этот прямой вопрос вы не получите или он будет содержать туманные рассуждения о бескорыстной благотворительности, будьте готовы встретить в качестве специалиста представителя одной из тоталитарных сект. И в этом случае самый разумный ответ - спокойный, но бескомпромиссный отказ от предлагаемых услуг. Если вы случайно попали на какую-то лекцию и видите, что в аудитории, где будет проходить занятие, или непосредственно перед ней, вам предлагают купить книги по дианетике, оккультной духовности, а также амулеты, благовония, аудио- и видеокассеты с записями выступлений "живых богов" и т. д., можете смело разворачиваться и уходить. Потому что на лекции вам наверняка начнут навязывать информацию соответствующего направления.

Иерархия тоталитарной секты: "Живые боги" и администраторы, или Власть и Деньги

Фрагмент книги Олейник И.В., Соснин В.А. "Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию". М.: Генезис, 2005.

В книге изложена точка зрения профессиональных психологов на технологии, которые используются сектантами для вербовки людей в свои ряды, подавления и деформирования личности тех, кто попадает в сферу их влияния. Издание адресовано как потенциальным жертвам тоталитарных сект, так и родственникам, чьи близкие попали под их влияние.
Число членов наиболее продвинутых в России деструктивных сект насчитывает десятки тысяч человек. Такая численность подразумевает механизмы управленческого посредничества между лидером культа и рядовыми адептами. Расхожее представление о том, что все члены тоталитарной секты (за исключением самого учителя как "живого бога") являются "запрограммированными", неверно. Ведь "роботов" кто-то должен программировать, а в одиночку лидер большой секты с этим явно не справится. Жизнеспособные секты порой просто поражают эффективностью организации в достижении своих целей. А это невозможно осуществлять без грамотно поставленного управления и кадров с соответствующей подготовкой.
Кстати, формально лидерские фигуры сект, имеющие статус "живого бога", во многих случаях (а может быть, даже и в большинстве случаев) не являются главными управляющими. В высшем звене сект объективно может складываться (хотя и не всегда!) разделение на "знаковые" роли "верховных Учителей" и административно-управленческий аппарат. Например, исполнительница главной "знаковой" роли в "Белом братстве" Марина Цвигун (Мария Дэви Христос) сама находилась в сильной зависимости от Юрия Кривоногова (Юоанн Свами), реально управлявшего сектой. Несостоявшаяся во всемирном масштабе Заступница, Утешительница и Мессия после ареста вполне адекватно сотрудничала со следствием, чтобы отделаться минимальным сроком заключения. У Виссариона из "Церкви Последнего Завета" дела с ростом числа адептов шли далеко не блестяще, пока к формированию службы "взаимодействия с общественностью" не подключился со своим опытом работы в шоу-бизнесе бывший эстрадный певец Вадим Редькин.
Основатель "Церкви Сайентологии" Р. Хаббард вряд ли может быть назван эффективным организатором, поскольку до того, как ему в голову пришла идея основать собственную религию, он неоднократно терпел неудачи в каждом из своих многочисленных "бизнес-проектов" и до 39 лет был вынужден зарабатывать на жизнь сочинением третьесортных фантастических романов.

В начале своей миссионерской деятельности почти каждый из "живых богов" был дилетантом в своем деле. Вот как описывает Д. Шарко эту душераздирающую картину в своем ироническом памфлете "Как создать тоталитарную секту": "Есть хорошее упражнение для развития пророческого дара. Надо остановиться поперек движения толпы и, сотрясая кистями поднятых к небу рук, громко прокричать, что-нибудь типа: "Все похерено! Вся земля в оргазме!!!" Но лучше, конечно же, нейтральное: "Люди, опомнитесь!" Кто-нибудь обязательно опомнится и потянется к вам. Не бойтесь выглядеть сумасшедшим, ведь это - ваш бизнес. Каждый нормальный человек скрывает в себе "немного от сумасшедшего", поэтому многие люди инстинктивно тянутся к сумасшедшим и делают их своими вождями и идолами". Не правда ли, весьма узнаваемая в российской реальности картина? Подавляющее большинство "вопрошающих небо" в уличной сутолоке, разумеется, так и остаются с тем, что имели до своего "чудесного прозрения". Но некоторым все же везет больше.

Анализ событий, предшествующих взрывному развитию секты, обычно показывает появление рядом со знаковой фигурой нового культа (кстати, во многом являющейся заложником своего эгоцентрического комплекса "религиозного Нарцисса") человека с менталитетом талантливого, но циничного организатора. Он и выстраивает эффективную административно-организационную схему, на людях предпочитая оставаться на вторых ролях или вообще не выходить из тени. В случае провала одной "знаковой" фигуры подобные управляющие будут искать себе нишу рядом с другой, оказавшейся более "успешной" или "раскрученной". К примеру, ряд статусных адептов псевдохристанского "Белого братства" и псевдоиндуистской секты Бабаджи прибились к Виссариону.
Что же привлекает в тоталитарных сектах циничных людей с явными управленческими способностями? Да, в общем, то же самое, что в традиционном бизнесе: власть и деньги. Точнее, почти абсолютная Власть и довольно легкие и большие Деньги. На нижнем уровне сектантского сообщества остаются люди, часто не умеющие защитить свои интересы и в обычном мире - с тем или иным комплексом неполноценности, заниженной самооценкой, покорностью, слабостью рационально-логического мышления и повышенной впечатлительностью. Их удел - сначала передать доступные им материально-финансовые ресурсы в "кассу" секты, а затем заниматься обслугой "живого бога" и его свиты до тех пор, пока не выдержит организм, ослабленный предписанной лидером культа диетой или запретом на обращение к врачам. Сектанты, долгое время пребывающие в секте на нижнем уровне иерархии, даже становятся в чем-то похожими друг на друга - общим выражением заторможенности и отрешенности на лицах, вялыми интонациями голоса, стереотипными фразами и реакциями, явно сниженной способностью сосредоточиться. Именно так внешне проявляются результаты жесткого зомбирования - не случайно у наблюдающих со стороны возникают ассоциации с "биороботами". А административно-управленческий аппарат секты составляют фигуры, большинство из которых выглядит в обыденной жизни вполне адекватно и даже успешно. Потому что они занимаются бизнесом - хотя и в специфической, мошеннической по сути форме. "Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег". Так обращался Л. Рон Хаббард в своем официальном послании к сотрудникам Церкви Сайентологии.

На чем же зарабатывают тоталитарные секты? Они осуществляют торговый обмен по схеме: "Вы нам передаете свои денежки (берем также квартирами), а мы вам за это - быстрое спасение души по исключительной схеме. Наш товар нами сертифицирован и им уже пользуется все передовое человечество!!!" Снятие ответственности с верующего в принятии личных решений в рамках "религиозного колхоза" неявно подразумевает и переход к "обобществлению" личного имущества и сбережений. Свой призыв к верующим отказаться от земных благ и тлетворного влияния денег руководство секты всегда сопровождает указанием конкретного адреса, по которому следует переводить свои материально-финансовые активы. Разумеется, во всех случаях получателями денег оказывается руководящий состав секты.

Религиовед Александр Дворкин отмечает: "Нынешние секты - подобие бизнеса, они мир отрицают, но жить без него не могут. То есть они сами ничего не производят. Им нужно тянуть ресурсы: финансовые, людские. Выкачают из молодого человека здоровье, деньги, а через несколько лет, когда его показатели снизятся, - легче выкинуть его и завербовать нового адепта".

Тоталитарная секта - это своего рода открытое акционерное общество, вклады в которое делают рядовые адепты, рассчитывающие получить "виртуальную прибыль" в виде спасения своей души. А реальные материально-финансовые доходы этого ОАО, в конечном счете, оказываются распределенными среди руководящего звена секты примерно пропорционально их "степени посвящения". С точки зрения системы организации производства деструктивный культ напоминает печально известные финансовые пирамиды, корпорации сетевого маркетинга и т. п. Как и все "пирамиды", секта обречена на быстрое угасание в случае прекращения притока новых адептов с соответствующими материально-финансовыми ресурсами (на худой конец, с ресурсами своего бесплатного рабочего времени). Управленческие функции в сколько-нибудь раскрученный тоталитарной секте выполняют люди с такими же человеческими качествами и "деловым" подходом, что и руководство печально известных пирамид типа "МММ", "Автомобильного Альянса", "Тибета", "Русского дома Селенга" и им подобных. Только эти властолюбивые мошенники оттачивают свои способности "великих комбинаторов" не на рынке ценных бумаг, а на рынке духовных услуг, создавая себе "имидж святости" в соответствии со спецификой рыночной ниши.

О методах воздействия на психическое состояние человека в некоторых направлениях религиозного сектантства

(Аналитическая записка)

Рассмотрев способы и методы управляющего воздействия при проведении ритуалов и встреч с рядом "учителей", представителей различных сектантских направлений, можно констатировать ряд воздействующих моментов.
Основным из них является создание иллюзии родо-семейных отношений кланового типа для формирования чувства социальной защищенности у членов секты.

Достигается это следующими способами:

1. Использование специальных обращений между членами секты, типа "брат", "сестра", "отец" и т.д. Подобный тип обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родового единства.

2. Использование приема повышенной благожелательности к неофитам и рядовым членам секты на начальном этапе вхождения в секту. Данный прием требуется для создания контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и во внешней - реальной жизни. Он формирует у неофита желание чаще или постоянно пребывать внутри секты. Данный прием особенно хорошо влияет на людей с пониженной социальной активностью, неспособных активно противостоять трудностям, возникающим в социальной жизни. Он также дает хорошие результаты при воздействии на одиноких и разочарованных в жизни людей, которым секта представляется на начальном этапе их вхождения в её структуру идеальным типом социальных отношений, своего рода "большой семьёй единомышленников". Подобный прием восходит ко временам родовых отношений, когда понятие людей относилось только к членам рода и родственным родам, а остальной мир воспринимался как чужеродная и враждебная среда.

3. Прием снятия ответственности за принятие решения. Во всех сектах принята строгая система иерархических отношений, при этом принятие решения полностью снимается с младшей "кастовой группы". Они должны следовать указаниям своих наставников и безусловно выполнять "боговдохновенные" откровения и наставления своего высшего Учителя (гуру). При этом им дается понять, что чем лучше и точнее ими будет выполнены требования старших, тем скорее и они сами смогут продвинуться по иерархической лестнице секты.
При этом в случаях с сектами материальный стимул, а иначе разрешение пользоваться теми или иными благами мира, имеет для неофитов второстепенное значение, так как в ряде сект их заставляют "добровольно" передать всё своё имущество или его часть на нужды секты. Добровольный отказ от имущества создает у неофитов психологическое состояние "псевдо-монашеского отказа от земных благ". Основным стимулом для продвижения в системе иерархии является стремление стать ближе к Учителю и его откровениям. При этом подразумевается и появление откровений у самого члена секты. Прием снятия ответственности за принятие решений уменьшает тревожность неофита. Он освобождает его от любых самостоятельных социальных действий и заботы о своём будущем и будущем своей семьи и близких. Всё это также способствует созданию иллюзии защищенности и уверенности в будущем. Подобный способ снятия личной ответственности и строгих иерархических отношений также восходит к родо-семейным отношениям, построенным на жесткой иерархии. Однако, в таких "языческих" отношениях присутствовала строгая личная ответственность за социальную деятельность того или иного члена рода, при этом не подавлялась его свобода воли.
В религиозных сектах, напротив, стремятся подавить волю сектанта, подменяя свободу воли и желание принять то или иное социальное решение необходимостью выполнять волю Учителя, как бы переданную ему свыше.

4. Метод создания иллюзии своей исключительности. Подобный метод с одной стороны отгораживает членов секты от остального социума, "который не может спастись" не получив откровений Учителя, а с другой стороны заставляет членов секты активно привлекать новых неофитов, так как в сектах часто происходит игра в "человеколюбие". Данный метод основывается на использовании повышенной самооценке выступающей как компенсаторный механизм у социально не состоявшихся людей, в первую очередь молодежи. Данный метод также восходит к традиционным родовым отношениям, так как каждый род верил в свою исключительность, что способствовало его сплочению и увеличение шансов выживания в сложных природных и социальных условиях.

5. В ряде сект базирующихся на различных мировых религиях (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.) используются священные писания данных учений. При этом из контекста выдергиваются отдельные цитаты, которые вставляются в авторский текст Учителя и при этом кардинально меняют свой смысл. Например, известное изречение Иисуса Христа о том, что следует подставить левую щеку если ударили по правой, сказанное в контексте того, что следует игнорировать религиозные нападки фарисеев и саддукеев, а также властей, может трактоваться как полное непротивление злу насилием (толстовцы) или как полный уход от социальной жизни.
Или кришнаитами используется Бхагават Гита, как единственный источник мудрости, тогда, как она является только незначительным отрывком великого индийского эпоса Махабхарата и вырванная из контекста основного смыслового поля полностью меняет смысл. Дело в том, что данный отрывок связан с войной царских родов Кауравов и Пандавов, которая в целом отражает конфликт перехода от родоплеменного строя к ранее государственному с отказом от семейных и родовых связей, и без контекста напутствие Кришны перед битвой может использоваться как руководство к борьбе с любым указанным Учителем противником. Подобный метод восходит к родо-семейным отношениям, при развитии которых формировались различные семейные и родовые предания с обожествлением предков и возникновением ранних религиозных представлений составляющих священную традицию и историю рода.

Перейдем к рассмотрению ритуальных методов воздействия на членов секты.

1. Одним из самых распространенных методов в сектах закрытого типа или тайных сектах является использование тех или иных наркотических средств при совместном богослужении. Такой способ хорошо известен в различных шаманских практиках и широко использовался и используется по всему миру. Как правило, используются слабые наркотики или галюционагены передаваемые членам секты в виде напитков, а чаще воскурений. Целью подобного действия является создание у членов секты массовых видений подготовленных внедрением в их сознание определенных психологических установок, переходящих в навязчивые идеи.

2. Метод запугивания. В процессе ритуалов, лекций и собеседований происходит навязывание идеи близкого Армагедона или конца света, когда все кроме членов секты погибнут не только в физическом, но и духовном смысле. Данный метод усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир. В ряде случаев умеренные секты (Новый Акрополь) апеллируют к личной неуспешности и незащищенности во внешнем мире.

3. Использование хорошо известного в ритуальной практике метода однотипных ритмических движений. Повторяющиеся продолжительное время однотипные ритмические действия способствуют кодированию в образе мира у члена секты определенных понятий как наиболее значимых. Например, повторение кришнаитами одной и той же фразы при однообразных движениях.

4. Использование специальной музыки во время ритуальных действий. Подобный тип музыкальных произведений принято называть медитативной музыкой. Её характеристиками, как правило, является многократно повторяющийся музыкальный рисунок. Само исполнение музыки монотонно и "усыпляюще". Хорошо известно, что в состоянии перехода от сна к бодрствованию и наоборот, сознание человека наиболее восприимчиво к внешним формирующим воздействиям. Выбор для религиозных ритуалов сектантов подобной медитативной "усыпляющей" музыки с однотипным музыкальным рисунком, на который ложатся постоянно произносимые фразы, является достаточно действенным способом внедрения в сознание членов секты определенных идей и постулатов.

5. Прием - "Внемирность" Учителя. В целом ряде религиозных сект, особенно восточного направления, например, Аум Синрикё - Асахара, Белое Братство и т.д. принято обожествление Учителя. Он является как бы двойником Иисуса Христа или Магомета. Само поведение такого Учителя (Саи Баба) на людях имеет оттенок некоторой священной отстраненности. Иными словами, моделируется культ священного царя как проводника божественной энергии на землю в раннеклассовом обществе. Авторитет такого типа Учителя (Саи Баба, отец Виссарион, Асахара и т.д.) не подлежит сомнению, а действия - обсуждению. Подобный прием используется для целей возникновения у сектантов чувства избранности и защищенности, а также снятия с себя социальной ответственности.

6. Ритмо-фонетическое воздействие состоит в том, что в целом ряде сект подбираются для заучивания и постоянного повторения фразы имеющие кроме смыслового еще и ритмо-фонетическое содержание. Например, часто используемое в сектах восточного направления слово АУМ мотивирует бессознательное подчинение родовым или псевдо-родовым структурам - сектам. Или повторяемое кришнаитами изречение: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама. Рама, Рама, Харе Харе". Содержит во всех 16 словах фонетический знак "Р", который при частом повторении вызывает "стадную немотивированную агрессию" в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы - "рычание". Кроме того, фонетический знак "К" повторяющийся в 16 четыре раза мотивирует установку на направление подсознания против чего бы то ни было. Фонетический знак "Х" повторяемый 8 раз подсознательно мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком священности данных взглядов, что в свою очередь в сочетании с музыкальным воздействием усиливает привязанность и зависимость членов секты от её руководителей.

7. Также важнейшим фактором закрепления людей в секте является прием совместной религиозной и социальной деятельности, где каждый член секты чувствует свою деятельность частью чего-то большого и поэтому важного и значимого. В целом, психологическое воздействие в сектах проходит через моделирование традиционных родоплеменных и родо-семейных отношений в псевдо-семье с использованием той или иной религиозной составляющей. Религиозный аспект, по большому счету, может быть любым, но, как правило, он базируется на своей трактовке уже имеющихся и зарекомендовавших себя священных писаниях или их синтезе. Подобное моделирование создает на начальном этапе пребывания в секте иллюзию социальной защищенности и избранности, снимает ответственность в принятии личных решений. Как правило, все вышеперечисленные методы приводят к "обобществлению" личного имущества и сбережений. Такое обобществление является прямым отъемом собственности граждан через применение к ним методов психологического воздействия. Более того, сам принцип обобществления имеет в родо-семейных отношениях многочисленные аналоги.
Например, до реформ Столыпина в Российской деревне сохранялись общинные - общественные угодья: пастбища, лес рыболовные угодья и т.д. Другой исторической базой отъема - обобществления средств являлись советские коммуны и колхозы, где роль предводителя родовой и псевдо-родовой общины брало на себя государство.

Суншадар Лаисэр

 

 
Hosted by uCoz