Лечебное применение музыки известно издревле. Еще по библейскому сказанию Давид игрой на арфе излечивал царя Саула от припадков безумия и хандры. С незапамятных времен в армии всегда были оркестранты, и противники зачастую старались в первую очередь избавиться именно от них. В обязанности городского трубача раньше входило успокаивать душевнобольных людей. Античные греки содержали при своих лечебницах целые армии хористов и музыкантов — в их обязанности входило не только развлекать разболевшихся свободных граждан, но и способствовать их скорейшему выздоровлению. Также много веков тому назад у арабов около больниц собирали музыкантов. На европейском континенте в XVIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. Указанные примеры подтверждают истинность сербской пословицы: «Музыкант играет — вся хворь пройдет».
Выздоровление больного в далекие времена сопровождалось религиозными обрядами, в которых одно из главных мест занимала именно музыка. Многие древние народы, в частности египтяне, греки, китайцы, арабы и другие прибегали к ней для излечения многих заболеваний, например меланхолии и психических отклонений. Не были исключением и некоторые народы нашей страны.
В старину ашуги (народные певцы) обычно шли впереди грузинского войска и песнями вселяли мужество в души воинов. В Грузии, кроме того, существовал и давний обычай: когда ребенок заболевал корью или оспой, дом украшали и пели колыбельные песни — болезнь протекала легче и выздоровление наступало значительно быстрее. В Армянской народной медицине музыка использовалась с древних времен и включала в себя элементы психотерапии. Выдающиеся армянские врачи средневековья Гераци и Амасиаии назначали песни гусанов в качестве лечебного средства при лихорадочных заболеваниях на почве различных душевных переживаний с явлениями угнетения психики. Кроме того, в XVIII веке знаменитый ашуг Саят-Нова в своей песне о кяманче (род струнно-смычкового инструмента) говорит следующее: «Ты всем даешь веселый вид, с тобой опять здоров больной» — в подстрочном переводе это означает: «Ты (кяманча) радуешь глубоко опечаленное сердце и обрываешь лихорадку у больного». Армяне также применяли в народной медицине лечение определенных болезней игрой на музыкальном инструменте у постели больного.
У других народов Кавказа при некоторых болезненных состояниях излюбленным средством считалась музыка с плачем при участии самого больного.
Великие умы прошлого в своем творчестве не раз обращались к целительным свойствам этого искусства.
Знаменитый Авиценна использовал с отвлекающей и обезболивающей целью и действие музыки, а в своем «Каноне врачебной науки» он, в частности, утверждал, что «страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой, и хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее".
Другому крупнейшему ученому Древнего Востока Аль-Хорезми принадлежит такое высказывание: «На моей родине с давних времен в лечении с успехом применяют слова, лекарства, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнюю, так как музыка в руках хороших специалистов более эффективна и менее вредна».
Высокую оценку лечебному воздействию музыки давали древнегреческие ученые и деятели культуры. Известно, что древнейший из врачей Асклепий успешно применял для лечения многих болезней музыку. Его коллега Гален также рассматривал ее как лекарство. Гомер описал, как в Трое с помощью музыки была подавлена эпидемия. Платон в своих сочинениях упоминает о лечении некоторых ревматических заболеваний пением или игрой на инструментах. Пифагор считал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию и кроме того, может врачевать безумства людей. Аристотель ценил ее влияние на освобождение от эмоционального напряжения и психического надлома.
С развитием цивилизации предпринимались отдельные дилетантские попытки определить благотворное воздействие музыки на соответствующие структуры человеческого организма. В частности, композитор Маре в начале XVIII века написал капитальное музыкально-медицинское исследование «О странностях подагры», включающее цикл из 12 сонат.
В том же столетии английский врач Р. Броклесби опубликовал свои «Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней», предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях, Начиная с XIX века интерес к действию музыки на состояние человека значительно возрос и приобрел научный характер.
«Русский исследователь И. Догель опубликовал научный труд «Влияние музыки и цветов спектра на нервную систему человека и животных». В данном трактате автор убедительно показывает, что у человека (как, впрочем, у собак, кошек и кроликов) под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, вплоть до полной его остановки.
Подобные изыскания на более глубокой основе были продолжены знаменитым отечественным физиологом И. Р. Тархановым. В своих экспериментах о влиянии музыки на ритм дыхания и сердцебиения он пришел к неопровержимому выводу, что мелодии, создающие приятное настроение и доставляющие человеку удовольствие — увеличивают силу сердечных сокращений и расширяют сосуды, соответственно замедляют пульс и снижают артериальное давление. Кроме того, они способствуют выделению пищеварительных соков, улучшают аппетит и обмен веществ, работоспособность и сон. Раздражающая музыка закономерно вызывает обратный эффект.
В дальнейшем благодаря экспериментальным работам других ученых были получены не менее интересные и любопытные результаты. В частности, на деятельности сердечно-сосудистой системы сказываются минорные тональности, диссонансы, низкие тона, а частота дыхательных движений и сердцебиение изменяются в зависимости от темпа музыкального произведения — быстрый темп увеличивает частоту сердечных сокращений по сравнению с исходной в среднем на 4,7 удара в минуту, а медленный темп практически не изменяет её. При исследовании влияния гармонической и дисгармонической (додекафонической) музыки оказалось, что Девятая симфония Брукнера действует на сердечно-сосудистую систему физиологически отрицательно, подобно шуму, тогда как Третий Бранденбургский концерт И. С. Баха — положительно.
Кроме того, опыты показали противоположное влияние музыки различного характера на вегетативную и соматическую функции. Так, специально подобранная музыка усиливает мышечную работоспособность, а в зависимости от музыкального темпа изменяется темп движений — музыка как бы диктует хороший и быстрый ритм движений. Под влиянием музыки различного характера меняется не только работоспособность, но и характер восстановления кровообращения — пульса и кровяного давления. Работоспособность была самой высокой в тех случаях, когда использовалась веселая музыка, она же способствовала более быстрому восстановлению частоты пульса и кровяного давления.»
Источник: рассылка сайта "Музыка и Я"
|