Ключи от Рая

...Как было сказано еще в древности - "гений есть талант, умноженный на труд". Разумеется, речи о труде сейчас не пойдет, он подразумевается как бы сам собой. Хочется рассказать немного именно о ТАЛАНТЕ, дарованном Богами не отдельным личностям, чьи имена блистают, как звезды на небосклоне, в течение столетий и чьей музыкой восхищаются многие поколения, а ВСЕМ и каждому. Да-да, именно нам с вами, "обычным" людям, живущим своей стандартной (в большинстве случаев) жизнью "серой мышки в щели между половицами". Этот Дар Божий - СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, СОСТРАДАТЬ присущ каждому из нас. И именно он является первым ключом к искусству музыкальной композиции, а не некие "выученные" (читайте: ВЫМУЧЕННЫЕ по капризам родителей, преподавателей и прочих нянек) уроки игры на музыкальном инструменте в музыкальной школе, училище... например, мне в свое время в детском саду нянечка ударом крышки пианино сломала пальцы, когда я пыталась играть, а врачи буквально "установили запрет" на это, когда я во время концерта сорвала руки. И только Сила Воли и Желания не дала мне подчиниться им. Сила Воли и Желания являются вторым ключом - ведь "без труда не выудишь и рыбку из пруда", а музыканты, с которыми мне доводилось трудиться на творческом поприще, как правило, "неграмотные" в отношении теории музыки. Они, так же как и я, пишут "на слух" - и это есть третий ключ. Ну, а последним ключом является постоянная (по возможности)тренировка пальцев в обращении с избранным и любимым музыкальным инструментом (например, гитарой или синтезатором - в дальнейшем речь пойдет именно о нем, но не стоит зацикливать внимание: у каждой Божественной Души - свой инструмент выражения Природы Себя). И если соединить все ключи вместе - получится то, что можно назвать Даром Слышать Глас Божий.

А теперь разберем каждый из ключей более подробно.

Итак, 1 Ключ: Способность Чувствовать.

Каждый из нас от природы наделен способностью чувствовать Реальность Богов, или Тонкий мир, пронизывающий собой мир материальный и являющийся, по сути своей, опорой для существования материальной вселенной, и взаимодействовать с ним. Люди всячески пытаются эту способность в себе заглушить, уничтожить, называя Реальность Богов "фантастичной", тем самым отрезая себе дорогу к Познания Самих Себя и Природы в Себе. Но как бы ни пытался человек убежать от этого - он не становится более "земным": ведь одно из самых известных проявлений Тонкого Мира, которым мы волей-неволей постоянно пользуемся - это эмоции как способ самовыражения. Как элемент Познания Природы, являющийся неотъемлемой частью нашего Существа, который обладает способностью к развитию и изменениям, как благоприятным, так и нет. В качестве примера развития эмоции до чувства можно привести процесс, происходящий в результате энерго-информационного взаимодействия между двумя людьми от симпатии (эмоциональная окраска - "нравится") до Любви (состояния, когда через проявление Чувства интеграции сознания двоих, казалось бы, разных индивидов, происходит Сотворение Новой Вселенной).

Так что же дает нам возможность наслаждаться музыкой? Как мелодия пробуждает в нас эмоции? Здесь однозначного ответа нет, но я предполагаю, что именно заложенное в сочинении автором его эмоциональное состояние передается нам через его восприятие, а музыкальная ткань служит своеобразным носителем информации, "флешкой", на которую автор "записал" Послание Богов, адресованное слушателю. Ведь слушая музыку, мы бессознательно переживаем буквально каждую ноту этого зашифрованного в ней послания! Сознание, будучи рациональным по своей природе, не способно понять суть и смысл его, но бессознательная составляющая, которой как раз-таки оно и адресовано, воспринимает эту информацию и безошибочно ее расшифровывает и использует "по назначению", потому что именно в Бессознательном содержатся все "ключи" к "кодам" мелодии.

2 Ключ: Сила Желания и Воли.

"Без труда не выловишь рыбку из пруда" - гласит народная мудрость. И это факт! Но что является первоосновой "труда"? Явно не принуждение самого себя к каким-либо действиям, особенно если вопрос касается творчества. Если есть Желание и оно является истинным, т.е. для его исполнения человек способен приложить ЛЮБЫЕ усилия, сделать ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ для его исполнения не на словах, а действительно ДЕЛАЕТ это, то оно действительно осуществится. Например, мне пришлось пройти очень тяжелый путь. У меня никогда не было своего инструмента - его заменяла в течение многих лет... картонка с нарисованными на ней клавишами. Родители всю жизнь мою были и остаются категорически против того, что я пишу музыку, мотивируя это тем, что "это будет мешать твоей карьере врача, твоей работе"..., но, несмотря на все их козни я по-прежнему занимаюсь! Творческий поиск продолжается несмотря ни на что!

В молодости (надеюсь, меня в 33 года старухой еще назвать нельзя) за право (вернее, возможность) осуществить свое желание просто поиграть на настоящем синтезаторе, не говоря уже о том, чтобы записать что-то в то время, когда у меня не было своей аппаратуры и никакой возможности приобрести хотя бы примитивное электропиано, я была вынуждена идти даже на позорные деяния, скажу прямо: на торговлю телом! Пройти через позор, через непонимание и издевательства однокашников в школе (например, там в актовом зале "в открытом доступе" стоял клавир, от бездарного и безграмотного "блямканья" изрядно расстроенный, и когда я на нем играла, некоторые из "доброжелателей", бывало, не только кололи в спину циркулем, курили мне в лицо (прямо в школе!) или вопили всякие непотребства, ничуть не стесняясь нахождения по соседству с актовым залом кабинета завучей, ХОДИЛИ НОГАМИ по клавишам!). В музыкальном училище, куда поступила с большим трудом из-за того, что родители всеми силами мешали этому, меня так же ждали годы психологического (и не только!) пресса. Например, за неправильную (нестандартную) аппликатуру, т.е. постановку кисти, и, соответственно, "распальцовку", меня преподаватель фортепиано БИЛА ЛИНЕЙКОЙ ПО РУКАМ (как, вероятно, и всех, кто не хотел подчиняться классическим стандартам игры на этом инструменте), а преподаватель вокала... запихивала мне в рот свой кулак и заставляла петь. Преподаватель теории и сольфеджио, казалось бы, должный понять меня (известный, правда, в довольно узких кругах пианист и композитор - Юрий Штуко) - ругал за то, что я на одноголосные диктанты сразу же писала аранжировки, прямо на уроках, стирал записи в "рабочих" нотных тетрадях, сдаваемых на проверку (аномалия восприятия - если кто-нибудь, поет даже незнакомую песню а cappella, я слышу ее в сопровождении как минимум камерного оркестра и могу затем по памяти воспроизвести это. Разумеется, на синтезаторе). Это отбило раз и навсегда у меня всякое желание пользоваться общепринятой нотной записью ("нотной грамотой", как ее обычно называют).

Сейчас, когда у меня есть, можно сказать, "все, что нужно для свободного творчества", я оглядываюсь назад вовсе не для того, чтобы пожалеть себя и еще раз окунуться в то старое и грязное болото, но для того, чтобы найти в нем позитивное зерно. Вот лишь несколько выводов из множества:

1.Если бы у меня был свой инструмент, то я вряд ли бы познакомилась с более, чем тремя сотнями модификаций синтезаторов и сэмплеров;

2.Если бы не мой опыт работы на нарисованных клавишах, не думаю, смогла ли бы я развить чувство внутреннего, образного слуха до такой степени, как сейчас;

3.Не познав лишений, страданий и боли можно не задумываясь творить зло другим. Только научившись выживать в экстремальных условиях, храня верность своему Желанию, можно по-настоящему проверить его истинность;

4.Идя на поводу у разного рода "училок" и "преподов" существует огромный риск утратить свое самобытное "я-выражение" и превратиться в тупого, как робот, исполнителя чужих композиций, в этом "автоматическом прочтении нотного текста" не раскрывая Сущности авторского замысла. "Автоматическое прочтение" (кто учился музыке, знает, что это такое - в буквальном смысле натаскивание ученика на чтение нот с листа, как будто в этом и заключается истинная музыкальная грамотность ИСПОЛНИТЕЛЯ!)без прочувствования, проживания каждого тона, каждого аккорда, каждого из сочетания голосов НИКОГДА не передаст слушателю Послания Богов, запечатленного пребывавшим в Священном Трансе композитором в сухих значках на пятилинейке нотного стана.

"Учитель музыки", имхо, должен (именно так: ДОЛЖЕН в смысле ОБЯЗАН!!!) прививать ученику ЧУВСТВО прекрасного, но, к великому сожалению, оно утрачено большинством людей, особенно в России. И лишь очень небольшое число из известных на весь мiр музыкантов-исполнителей чужих сочинений способны к прочтению именно Послания Богов, а не просто нот. Вот имена тех из них, кто мне лично знаком: это Иван Шарапа (фортепиано), Ольга Харева (лирическое сопрано), Владимир Крошкин (труба), Сергей Шорохов (гитара), Наталья Ионкина (баян).

И это Великое Счастье и Великая Благодарность Богам за все пережитые испытания - сохранить себя как личность (надеюсь)и вынести из всего пережитого позитивные навыки выживания и борьбы, понимания и сострадания! К Величайшему Счастью сейчас у меня есть (и, хочется искренне надеяться, что не отнимется) возможность независимо от других - "богатых и крутых" - людей творить. Вопрос встанет только в том, нужно ли это кому-то еще, кроме меня (о том, как тяжело выйти в "свет" человеку из простолюдинов - читайте в 3й части)?

3 Ключ: Искусство Слышать и Слушать.

...Как-то раз на уроке музыки - дело было еще в школе, в классе эдак 7, - учительница, сказав ученикам несколько слов о Севастьяне Бахе, поставила пластинку с записью знаменитейшей его Токкаты и Фуги d-moll и ушла по своим делам, оставив 22 парня и 7 девушек слушать. Разумеется, никто слушать "скучную классику" не стал: класс превратился в настоящую толпу буйнопомешаных. И только одна-единственная девушка - изгой этого "общества умных обезьян", спрятавшись от бешеных одноклассников за пианино, молча наслаждалась Божественностью этого грандиозного Послания, звучавшего, по-видимому, для нее одной. Ее не заботило то, что сделают эти "бешеные псы" с содержимым ее портфеля, оставшегося им на растерзание, и то, что последует за этим. Все ее Существо внимало Божественному Гласу органа, страстно желая постичь Премудрость, сокрытую в переплетении голосов мелодий, искусно созданном Величайшим из Мастеров Контрапункта эпохи Барокко. Тело осталось на грешной, бренной земле, в пыльном углу маленького кабинета сидеть в скрюченной позе, но Дух вознесся к Небесам, переживая величайшее блаженство Единения с Истиной. Приобщившись к Тайнам и осознав еще раз Бессмертие, Дух возжелал, наконец, вернуться в тело. "О, зачем, для чего приходится снова испытывать эту боль! Уж лучше было бы остаться навсегда в родном Мире!" - проносится мысль в голове человека, очнувшегося от сладостных переживаний. Оглядывает себя с опаской и видит с ужасом, что юбка школьной формы, изрядно пострадавшей от пребывания в пыльном углу, полна надутых и исписанных ругательствами презервативов. Демонический хохот доносится со всех сторон. Кое-как выбирается из убежища и - бегом прочь из класса! А вослед несутся ругательства...

Ненавижу школьные уроки музыки! Ничто не может вбить в головы закоренелых псевдолюдей, выросших в условиях домашнего террора и поддавшихся обстоятельствам, чувство Прекрасного. Никакие насильственные слушания классической музыки, никакие лекции на тему "эстетики поведения" и "этикета" не дадут им абсолютно ничего кроме очередного повода для вымещения злобы на "слабых" и "не похожих", для усиления агрессии!

Но не в одной лишь социальной среде нужно искать причину этой закоренелой тупости. Если человека еще до его рождения в этом мiре постепенно "учить" правильному восприятию и пониманию Прекрасного (читай: НЕ РАЗРУШАТЬ его внутренней Гармонии, а всеми силами СОХРАНЯТЬ ее!), и затем, в первые 12-14 лет его жизни, не разрушать созданное, а только укоренять и усиливать заложенное, то есть большой шанс возродить в человечестве утраченное. Хотя... кто будет заниматься "этой чепухой"? Несмотря на то, что не одно десятилетие назад было доказано, что человек еще до своего рождения воспринимает и понимает окружающий его мiр, причем не только через физическое/психоэмоциональное состояние его матери! Человек способен слышать и понимать Божественную Волю, Божественные Голоса еще не будучи "автономным" физически существом! И это Истинное Блаженство, эта Гармония разрушается неправильным поведением родителей, агрессивной окружающей обстановкой, еще до физического появления человека в этом мiре!

Важно не столько "научить Искусству слушать и слышать (читай: понимать Прекрасное, адекватно реагировать на Него)", сколько НЕ ДАТЬ разрушиться этому природному качеству в человеке.

4 Ключ: Технические навыки.

Сказать про то, что "знать теорию музыки - это обязательно" - значит, ничего не сказать. Да, не поспоришь - теоретическая база может быть необходимой. Но она не достаточна: ведь для того, чтобы владеть каким-либо инструментом, будь то компьютерные программы, холст и краски, или синтезатор, мало прочитать пакет "умных" книг. Изучение теоретических основ дисциплин, посещение лекций ничего без практического применения не даст. Например, очень многие люди, "не ведающие нот", например, Ричард Блекмор, именно благодаря постоянным репетициям достиг настолько виртуозной техники, что даже известный на весь мiр гитарист и композитор Майк Харрис преклоняется перед его талантом и долготерпением.

Когда есть Желание и стремление, можно преодолеть все для достижения цели - осуществления своего желания. Нет инструмента - нарисуй клавиши и тренируй пальцы. Ищи любую возможность позаниматься на живом инструменте. Например, тот же Блекмор не расставался со своей гитарой практически никогда. Даже - далеко ходить не надо - Сергей Шорохов брал гитару в руки всякий свободный момент. Когда другие его знакомые выпивали, гуляли, общались, он вместо того, чтоб идти на тусовку и праздно проводить время, учился владеть инструментом. Оттачивал свое мастерство до соврешенства. Не боясь насмешек, грубости и прочего насилия. Не беспокоясь о том, что о нем "скажут" или "подумают" так называемые друзья, которые при первой же возможности, при первой же жалкой попытке его попросить их о чем-то важном, бросят его на произвол судьбы.

...что делать, если приходится терять все ради обретения одного? Таков закон выживания в этом мiре! Такова голая правда. Когда я оттачивала технику работы со своим любимым инструментом, мне приходилось приходить по ночам, договорившись со сторожем, в ближайший (почти в центре города, туда надо было идти через темные дворы и переходить болото, в которое превратили люди некогда сильную реку, по полузатопленной насыпи и кое-как настеленной гати)Дворец культуры, чтобы несколько часов в неделю наслаждаться звучанием прекрасно настроенного концертного рояля! Так продолжалось до тех пор, пока этот "благожелательный" человек не потребовал платы за это. Естественно, "натурой". После моего отказа последовала попытка насилия (чего и следовало ожидать). На этом удовольствие закончилось, но не закончились поиски возможностей.

Добиться своего, т.е. обрести, наконец, свой инструмент, мне удалось после более чем 20 лет мытарств. Пусть он примитивен и многое в нем не устраивает, но созданные когда-то (еще в начале 90х) библиотеки голосов выручают здорово! Я могу теперь относительно свободно дышать. Быть независимой от того, через что прошла и творить свободно. Опять-таки - относительно, но, по крайней мере это дает мне надежду не опускать руки и продолжать творческий поиск. Теперь - уже более спокойно, чем раньше.

 

Hosted by uCoz