МУЗЫКА МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ

Группа исследователей под руководством Лутца Йенке (Lutz Jancke), «Факультет 1000 лекарств» (Faculty of 1000 Medicine), обнаружила, что регулярная игра на музыкальном инструменте меняет строение и функционирование мозга, а также может использоваться в качестве терапии для улучшения познавательных способностей, сообщает EurekAlert.

Исследования показывают, что у музыкантов мозг устроен и функционирует иначе, чем у не-музыкантов. Даже начало изучения игры на музыкальном инструменте уже может поменять нейрофизиологию мозга. Так что Лутц Йенке предлагает использовать музыку в нейропсихологической терапии. Например, для улучшения памяти, языковых способностей или настроения. Области мозга, активирующиеся при занятиях музыкой, требуются и для других занятий.

«Если музыка имеет такое сильное влияние на мозг, то встает вопрос о том, можно ли использовать этот эффект для усиления познавательных способностей»,
– говорит Йенке. Хотя ученые уже замечали, что музыка оказывает влияние на память человека, о более глобальном использовании музыки в нейропсихологической реабилитации никто пока не задумывался.

Например, канадские психологи из Макмастеровского университета (McMaster University) обнаружили, что через год после начала занятий музыкой, будь то пение или игра на музыкальном инструменте, память ребенка становится более продуктивной. Важно отметить, что для наблюдений не выбирались музыкально одаренные дети. Кроме того, многочисленные исследования подтверждают, что прослушивание классики развивает ребенка еще до рождения, хотя и не формирует его музыкальный вкус.

Некоторые ученые предполагают, что и сама музыка произошла из потребности передавать важнейшие жизненные сигналы на как можно более далекое расстояние с наибольшей доходчивостью. В самом деле: музыкальные сигналы можно услышать на гораздо более дальней дистанции, чем речевые; они более помехоустойчивы, в чем легко убедиться, слушая грязный радиоэфир: позывные отчетливо слышно, а слова поди разбери... Поэтому и бывает полезно некоторые стандартные сообщения кодировать музыкальными фразами. Например, в пожарной охране прежних времен весь процесс тушения управлялся сигналами трубы, каковых насчитывалось до 60 сочетаний. (Чтобы их запоминать, пожарные придумывали к ним нецензурные поговорки...)

Не буду спорить, у каждого человека - свое восприятие. Иногда не понятно, почему люди спрашивают: "а о чем эта мелодия, а о чем - эта"... возможно, они не в состоянии пережить в себе то, что автор пытается донести до них через ту или иную "краску", тот или иной "сюжет". Если Вы когда-нибудь ПЕРЕЖИВАЛИ (именно так - ПЕРЕЖИВАЛИ, а не просто "слушали") Рагу - одну из древнейших форм музыки, то не будете задавать вопросов. Рага для слушателя-обывателя, привычного к стандартизированной "западной культуре" 12 нот (полутонов) может показаться "примитивным набором звуков", но для того, чье сознание (и, разумеется, слух!) настроено не просто на ощущение, но на полное погружение и переживание СОСТОЯНИЯ, передаваемого авторами/исполнителями Раги, способен в процессе этого переживания коснуться глубины своего Истинного Существа - Духа.

Рага в переводе с древнейшего языка мира - санскрита - Ра - "энергия", га - "движение" - движение энергии, движение Силы, движение Жизни. В Раге присутствует мелодия, которая "кружится", движется вокруг 1 ("вади", короля) или 2х ("вади" и "самвади" - короля и главного министра) (редко - 3х - 4х) фиксированных по высоте звуков (как правило, солирующий инструмент - вина или ситар (струнные щипковые), иногда - флейта мурли (сродни классической западной поперечной флейте) или шанаи (древняя продольная флейта. Ее диапазон приблизительно 2 октавы), опирающаяся на органный пункт тампуры и тала (более тонкое понятие ритма, чем в западной музыке. Нечто большее, чем метр и ритм...тала - это своего рода душа музыки душа мелодии, правильнее сказать, это как Dhamani - "сигнал Жизни"), обычно исполняемая на табла (своеобразная пара барабанов с разнородной мембраной и изменяемым "строем"). Иногда в качестве солирующего инструмента выступает голос.

Музыкальный строй, используемый для создания/исполнения Раги, сильно отличается от "западных 12 нот", он представляет собой "шрути": деление октавы на 22 акустически чистых микроинтервала. И это в большой степени вызывает некоторую "сложность" в "умственном" восприятии Раги западным слушателем.

В "своей" музыке я использую именно шрути, а не стандартный западный 12 полутоновый строй инструмента. Только специальным образом перепрограммированные (мое ноу-хау) синтезаторы позволяют исполнять Рагу... и ей подобные композиции. Прошу прощения у Святого Севастьяна за сие "кощунство" относительно общепринятой на Западе равномерной темперации по Верхмейстеру, но иным способом добиться нужного звучания не получается... Кто-то из "знатоков", возможно, начнет возмущаться, высказывать, что, мол "классическая Рага "никак не вяжется" с прямой бочкой и аранжировками в стиле техно", но... звучит же! :)

Почему? Ответ прост: многие века назад великие мудрецы "нашли" в Природе и научились воспроизводить звуки, мелодии, талы, благотворно влияющие на человека, несущие исцеление и физическое и психическое благополучие.


Кибернетическая Леди

 

Hosted by uCoz